В Казахстане предпринимаются системные меры по предотвращению подростковых суицидов. Об этом рассказал государственный советник Ерлан Карин в интервью YouTube-каналу Nartay Aralbayuli, передает BöriTimes.
Он напомнил о трагедии, случившейся в Алматы в сентябре прошлого года — две школьницы покончили с собой. Расследование показало, что дети находились под влиянием опасного контента в социальных сетях. Более того, подобный контент был доступен и другим детям.
По его словам, часть этих приложений дети находили не напрямую, а через современные книги, которые казались безобидными.
«Некоторые названия переводились как “сбежать от родителей”. Это преподносилось как игра, но со временем выстраивалось психологическое давление, побуждающее к конфликту с семьей. Установлено, что погибшие школьницы читали определённые книги, после чего переходили в приложения, связанные с персонажами. Мы изъяли такие книги из книжных магазинов», — сообщил Карин.
По его словам, удалось предотвратить превращение этой ситуации в эпидемию. Одним из эффективных решений стало размещение QR-кодов в местах скопления подростков — они вели на страницы с контактами психологической помощи.
«Всего за год на QR-коды поступило 10 тысяч обращений. Да, 80–90% были из любопытства. Но оставшиеся — тысяча — содержали реальные крики о помощи. Благодаря этому мы смогли связаться с детьми, и в ряде случаев буквально спасли жизни. За год количество подростковых суицидов сократилось на 17%», — подчеркнул он.
Карин добавил, что на фоне этих успехов программа масштабируется на все школы страны. Если раньше охват составлял около 2–3 тысяч школ из 7 тысяч, то теперь охват — 100%.
«Только благодаря QR-кодам мы уже спасли 28 детей, находившихся в критической ситуации», — подчеркнул он.
Изменения коснулись и школьной психологической службы: теперь один специалист работает не на тысячу, а на 500 учеников.
Но государственный советник призвал не перекладывать всю ответственность на государство. По его словам, самым лучшим средством для избежания трагедии является забота и внимание родителей к ребенку. Государственное вмешательство может быть эффективным, но имеет свои объективные пределы.