Перевозчики пожаловались, что во второй половине июня время ожидания грузового транспорта на пропускных пунктах между Россией и Казахстаном, передаёт BöriTimes со ссылкой на РБК.
Почти все грузы, направляющиеся в Россию, подвергаются тщательному контролю на таможне, что увеличивает время этой процедуры с обычных десяти минут до 72 часов, особенно при транспортировке сборных грузов. Казахстанские таможенные органы, таким образом, отслеживают соблюдение правил оформления сопроводительной документации на товары и ограничений на перемещение определенных категорий товаров без нужных разрешений.
Задержки также обусловлены происходят из-за слаборазвитой инфраструктуры на границе и проблемами в работе электронных систем очереди. В итоге, сроки доставки в первом квартале текущего года увеличились на 32%, а стоимость перевозок увеличилась на 25% из-за дополнительных затрат на хранение и обработку. Компании терпят убытки из-за простоя транспорта и необходимости срочного оформления дополнительных бумаг.
Аналогичная обстановка наблюдалась в прошлом году, когда таможенные службы Казахстана задерживали российские грузовики с товарами из Евросоюза, рассматривая возможность введения налогов на ввоз этих товаров.
Сейчас заторы наблюдаются на пунктах пропуска Петухово — Жана Жол, Бугристое — Кайрак и Веселоярск — Ауыл. Ограниченная пропускная способность связана с недостатком полос движения и подъездных путей. Особое внимание таможенные органы уделяют проверке продуктов питания, медикаментов и товаров, требующих специальных разрешений или сертификатов.
По информации компании по грузоперевозкам ПЭК, на пограничном пункте Бугристое — Кайрак регулярно возникают сбои в работе электронной очереди с казахстанской стороны. Система подвержена ошибкам, таким как потеря или искажение данных в процессе обработки и передачи. В результате, компания, забронировавшая место в электронной очереди за неделю, может быть перемещена в конец списка или вовсе не обнаружена в системе, что заставляет перевозчиков повторно регистрироваться.
Ужесточение проверок может быть связано с усилением экспортного контроля и необходимостью соблюдения новых нормативных требований. Транспортные компании затрудняются оценить изменения в интенсивности контроля, так как категории досмотра и применяемые методы контроля определяются таможенной службой Казахстана.
По мнению ПЭК, для решения проблемы необходимо ускорить модернизацию пограничных переходов, синхронизировать данные таможенных служб и электронной очереди, а также внедрить систему единого окна для обмена информацией с государственными органами.