Казахстан кардинально обновляет пограничную инфраструктуру: в рамках государственной политики по расширению транзитного потенциала министерство финансов РК проводит масштабную модернизацию девяти автомобильных пунктов пропуска на границах с Китаем, Узбекистаном и Туркменистаном, передаёт BöriTimes со ссылкой на КГД РК.
Проект предусматривает строительство новых современных КПП с полной заменой устаревшей инфраструктуры и внедрением высокотехнологичного оборудования.
Пункты пропуска оснастят системами сканирования, автоматического досмотра и измерения транспортных средств. Используется концепция единого технологического коридора: прохождение всех видов контроля — от пограничного до таможенного — теперь осуществляется без остановок и по принципу «одного окна».
С начала 2025 года уже функционируют четыре модернизированных пункта. На границе с Китаем — «Калжат» и «Алаколь». На границе с Узбекистаном — «Капланбек» и «Атамекен».
До конца года планируется завершить обновление ещё пяти: «Казыгурт», «Тажен», «Темир баба», «Майкапчагай» и «Бахты».
Новые КПП рассчитаны на увеличение пропускной способности: количество полос движения увеличено с двух до шести, контроль осуществляется без выхода водителя из кабины, а среднее время пересечения границы теперь составляет всего 30 минут.
«Существенную роль в трансформации системы сыграла цифровизация. С 2023 года на всех автомобильных КПП внешней границы ЕАЭС используется система электронной очереди CarGoRuqsat, позволившая устранить заторы и повысить прозрачность. Также инициирована оптимизация 76 бизнес-процессов, что в три раза сократило время прохождения транспорта через границу», — сообщили в Комитете.
Как отмечают в КГД, эффект уже ощутим: если в 2022 году через границу прошло 640 тысяч транспортных средств, то в 2024 — уже 1,4 млн. Это не только повышает скорость и прозрачность товаропотока, но и стимулирует развитие приграничной экономики.