• Главная
  • О проекте
  • Медиа-кит
  • Контакты
Суббота, 21 июня, 2025
BÖRITIMES

Точный прогноз погоды в Усть-Каменогорске
https://world-weather.ru/pogoda/russia/samara/

https://kurs.kz/ - Курсы валют в обменных пунктах г. Алматы и других городах Казахстана
KZ | RU
  • Общество
  • Политика
  • Экономика и бизнес
  • Культура
  • Спорт
  • Происшествия
  • Мировые новости
  • Подкасты
  • Видео
Нет результата
Просмотреть все результаты
  • Общество
  • Политика
  • Экономика и бизнес
  • Культура
  • Спорт
  • Происшествия
  • Мировые новости
  • Подкасты
  • Видео
Нет результата
Просмотреть все результаты
BORITIMES
Нет результата
Просмотреть все результаты
Главная Новости Общество

Капитан Раджу за штурвалом «Одессы»: романтика редкой профессии на востоке Казахстана

Один из немногих капитанов речного флота в ВКО рассказал о своей работе

Redaktor Boritimes Redaktor Boritimes
20.06.2025, 13:19
Общество
Капитан Раджу за штурвалом «Одессы»: романтика редкой профессии на востоке Казахстана

Фото: BöriTimes

На Бухтарминском водохранилище всё ещё звучат гудки теплохода с красивым именем «Одесса» — и это не декорации к фильму, а реальность Восточного Казахстана. За штурвалом теплохода — капитан Раджу Кеукенов, человек редкой и романтичной профессии, который уже 25 лет выходит в рейсы, соединяя два берега. О мечте, штормах, ночных переправах и рождении ребёнка прямо на борту он рассказал журналисту BöriTimes.

Теплоход с романтичным названием «Одесса» ходит между двумя берегами Бухтарминского водохранилища. На Васильевской переправе несет свою вахту капитан Раджу Кеукенов — человек редкой профессии, почти исчезающей. Но сам он исчезать не собирается.

«Капитанов сейчас, можно сказать, нет. Некого учить. Может, и правда, вымирают капитаны? Но пока мы здесь», — улыбается Раджу Кеукенов.

Откуда начинается путь по воде

Наш собеседник — капитан с 25-летним стажем. Он окончил Семипалатинский техникум речного флота, сейчас это колледж транспорта. Сегодня получить речную профессию стало сложнее — учеба только очная, и сочетать её с навигацией трудно.

«Раньше мы летом работали, осваивали профессию, а зимой учились заочно. Сейчас — только три года очно. Много кто просто не может себе это позволить», — рассказывает он.

Мы обратились в колледж транспорта города Семей и узнали, что на востоке страны специалистов речного флота всё же готовят — в этом году выпустили 27 человек.

«Конечно, сейчас у молодёжи интересы поменялись, желающих меньше, но они есть. Подготавливаем работников речного флота: судоводителей, механиков, судостроителей, гидротехников.

Выпускники трудоустраиваются на различные предприятия, сначала рулевыми-мотористами, через два-три года могут стать и капитанами. Может, это и исчезающая профессия, но очень нужная», — говорит замдиректор колледжа транспорта по учебно-производственной работе Олег Васильев.

Путь капитана и для Раджу Каукенова начался с должности моториста-рулевого. Затем — повышение квалификации, и вот уже больше двух десятилетий он водит суда по водам родного региона. Работал сначала на Курчумской переправе, сейчас здесь, на Васильевской.

Не просто теплоход

«Одесса» — это не совсем паром. Изначально он строился как сухогруз, но в трудные времена подменял паромы, когда те уходили в ремонт.

«Не давали переправе закрываться. «Одесса» всегда выручала», — говорит капитан.

Сегодня она снова на передовой, спрос на неё не исчез. Особенно летом, когда дороги перегружены: здесь расположено множество баз отдыха, за водохранилищем — Катон-Карагай, знаменитый край маралов и горных вершин, куда едут туристы со всего света.

«Переправа на пути, что ведёт к Улкен Нарыну, а оттуда в Катон-Карагайский район. Ехать через мост — большой крюк. А тут — четыре с половиной километра по воде, полчаса отдыха для водителя. Природа, свежий воздух, романтика», — объясняет капитан.

По графику и по зову сердца

Служба на переправе идёт строго по времени. Даже если нет ни одной машины, последний рейс в 22:00 будет выполнен. Такая дисциплина — вопрос доверия и репутации.

«Человек может ехать с расчётом на наш рейс. Мы обязаны быть на месте и переправить его. Даже если это всего одна машина», — говорит капитан.

Экипаж работает по скользящему графику: четыре человека на вахте, четыре — на отдыхе. В команде — капитаны, механики, кассир, повар и даже буфетчики. Всего восемь человек.

«Мы замещаем друг друга, выручаем. Бывают ведь всякие обстоятельства, нередко ветра, шторма», — делится Раджу.

Штормов здесь хватает. Бывали случаи, когда судно сутками не выходило на воду, или долго не могло причалить к берегу, а на борту — пассажиры, машины.

«Это не наша вина. Просто ветер настолько сильный, что против него не пройти даже нашему большому теплоходу. Природные условия. Но такое, к счастью, редко бывает», — объясняет капитан.

Рождённый в море

За 25 лет Раджу повидал многое. Переправляли и людей, и скот, и скорые. Один из запомнившихся случаев — роды прямо на рейсе.

«Три года назад на Курчумской переправе женщину везли рожать, но не успели. Ребёнок появился на свет прямо в машине скорой помощи, пока мы были посреди водохранилища. Всё прошло благополучно. Мальчик! Ну, мы эту же машину и повезли назад, какой смысл им ехать дальше», — вспоминает он.

Паром с человеческим лицом

«Одесса» — особенная, так сложилось, что теплоход славится своей спокойной атмосферой. В отличие от других переправ, где в пиковые дни за места на пароме едва не доходило до конфликтов, здесь доброжелательная обстановка, всё чётко и размеренно.

«Наша команда так работает. Показали, направили, водитель спокойно заехал. Люди чувствуют, когда вокруг порядок», — признаётся капитан.

На пароме наш журналист встретила целую группу известных людей, которые ехали в Катон-Карагай. Именитые гости поделились своими впечатлениями о романтике паромной переправы.

Журналист, критик, лауреат Государственной премии Сауытбек Абдрахманов рассказал, что путешествовал на этом теплоходе 25 лет назад.

«Тогда мы приезжали в Катон-Карагай на юбилей нашего друга, писателя Дидахмета Ашимханулы. Отмечали его 50-летие, а сейчас едем на его 75-летний юбилей», — вспоминает Сауытбек Абдрахманов.

Он считает, что паром останется необходимым, даже если через водохранилище перекинут множество мостов.

«Есть в этом своя романтика — ждать его на песчаном берегу, а в жаркий день там можно и искупаться. Особенно такие приключения могут удивить иностранных туристов», — говорит он.

Туризм, которого не хватает

Восточный Казахстан — регион с колоссальным водным потенциалом. По словам капитана, большая часть водоемов страны расположены именно здесь. Но судоходство и водный туризм пока что на обочине развития.

«Конечно, грех этим не заниматься. Люди приезжают, поэты, писатели, блогеры — все в восторге», — говорит капитан.

Еще один из гостей на борту — писатель родом из Кзылординской области Куандык Туменбай считает, что паром — это как символ дружбы.

«Я впервые попал на теплоход в пять лет, он показался мне огромным круизным лайнером, хотя был маленьким судёнышком, переправлявшим нас по Сырдарье. А здесь — огромная железная махина, это очень впечатляет! Я считаю, что этот паром соединяет не только берега, но и людей, их сердца. Это символ дружбы.

Пусть «Одесса» мягко ходит и привозит гостей в этот прекрасный регион, в Катон-Карагай, откуда вышли замечательные классики нашей литературы — Оралхан Бокей, Калихан Ыскак, Дидахмет Ашимханулы», — сказал писатель.

Есть идея пускать «Одессу» в двухдневные круизы. Но пока она нереальна.

«Для этого нужно другое судно. И нельзя закрывать переправу, она ведь — живая артерия», — говорит Раджу.

Мечта на волнах

Профессия капитана выглядит романтично, но в реальности требует знаний, строгой дисциплины и готовности нести большую ответственность. К тому же работа имеет ярко выраженную сезонность: зимой — трёхмесячный отпуск, весной — два месяца ремонта судна, а летом — ежедневные рейсы. Однако для нашего героя всё это — в радость.

«Не совсем династия, скорее, моя личная мечта. Но отец служил во флоте. Он меня направил по этому пути и поддержал, за что я ему благодарен», — признаётся капитан.

Раджу Кеукенов родился и вырос в селе Куйган Курчумского района, на берегу этого же Бухтарминского водохранилища. К слову, раньше в Куйгане был причал для скоростных пассажирских теплоходов.

С детства Раджу смотрел на воду и представлял, как станет капитаном. И до сих пор эти волны радуют его.

«Одесса» идёт своим маршрутом. Не спеша. С людьми на борту. С историей на каждом рейсе.

Справка:

  • Длина маршрута: 4,5 километра.
  • Средняя скорость: 10-12 км/ч.
  • График: 07:00 — 22:00, без выходных.
  • Экипаж: восемь человек на вахте, работа в сменном режиме.
  • Сезон навигации: с мая по октябрь.
Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Медиа центр «BoriTimes» (@boritimes.kz)

Теги: BoritimesБухтарминское водохранилищеВасильевская переправаВКОВыбор редакциикапитанпаромпрофессиятеплоход «Одесса»
Подписывайтесь на наши соцсети:
  • facebook
  • instagram
  • youtube
  • tiktok
  • telegram

Читайте также

Полицейские ночью помогли машине скорой помощи доставить роженицу в больницу
Общество

Полицейские ночью помогли машине скорой помощи доставить роженицу в больницу

20.06.2025, 18:22
Синоптики предупреждают жителей ВКО и Усть-Каменогорска
Общество

Синоптики предупреждают жителей ВКО и Усть-Каменогорска

19.06.2025, 19:32
Еще один выходной день может появиться в Казахстане
Общество

Еще один выходной день может появиться в Казахстане

19.06.2025, 16:37

ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ

Миллиард тенге инвестирует Китай в рыбный завод ВКО

Миллиард тенге инвестирует Китай в рыбный завод ВКО

18.06.2025, 09:04
Штормовое предупреждение объявили в Усть-Каменогорске и ВКО на 10 мая

Штормовое предупреждение объявили в Усть-Каменогорске и ВКО на 10 мая

09.05.2025, 18:35
Президент Казахстана выступил на открытии второго саммита «Центральная Азия — Китай»

Президент Казахстана выступил на открытии второго саммита «Центральная Азия — Китай»

17.06.2025, 18:12
Капитан Раджу за штурвалом «Одессы»: романтика редкой профессии на востоке Казахстана

Капитан Раджу за штурвалом «Одессы»: романтика редкой профессии на востоке Казахстана

20.06.2025, 13:19
Дело Перизат Кайрат: завершилось ознакомление с материалами, дело передали в прокуратуру

Дело Перизат Кайрат: завершилось ознакомление с материалами, дело передали в прокуратуру

18.06.2025, 18:37

О НАС

BÖRITIMES — региональный новостной сайт о жизни Восточного Казахстана. Мы ежедневно освещаем общественные, социальные, экономические и политические значимые события в регионе, Казахстане и мире.

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Телефон: +7 771 483 38 21
Email: info@boritimes.kz

Яндекс.Метрика

ПОДПИШИТЕСЬ НА НАС

BÖRITIMES в социальных сетях

  • Главная
  • О проекте
  • Медиа-кит
  • Политика конфиденциальности
  • Контакты

© 2025. BÖRITIMES - Общественный, социальный и экономический информационный сайт

Нет результата
Просмотреть все результаты
  • Главная
  • Все новости
  • Общество
  • Политика
  • Экономика и бизнес
  • Культура
  • Спорт
  • Происшествия
  • Мировые новости
  • Подкасты
  • Видео
  • KZ
  • RU

© 2025. BÖRITIMES - Общественный, социальный и экономический информационный сайт