На Бухтарминском водохранилище всё ещё звучат гудки теплохода с красивым именем «Одесса» — и это не декорации к фильму, а реальность Восточного Казахстана. За штурвалом теплохода — капитан Раджу Кеукенов, человек редкой и романтичной профессии, который уже 25 лет выходит в рейсы, соединяя два берега. О мечте, штормах, ночных переправах и рождении ребёнка прямо на борту он рассказал журналисту BöriTimes.
Теплоход с романтичным названием «Одесса» ходит между двумя берегами Бухтарминского водохранилища. На Васильевской переправе несет свою вахту капитан Раджу Кеукенов — человек редкой профессии, почти исчезающей. Но сам он исчезать не собирается.
«Капитанов сейчас, можно сказать, нет. Некого учить. Может, и правда, вымирают капитаны? Но пока мы здесь», — улыбается Раджу Кеукенов.
Откуда начинается путь по воде
Наш собеседник — капитан с 25-летним стажем. Он окончил Семипалатинский техникум речного флота, сейчас это колледж транспорта. Сегодня получить речную профессию стало сложнее — учеба только очная, и сочетать её с навигацией трудно.
«Раньше мы летом работали, осваивали профессию, а зимой учились заочно. Сейчас — только три года очно. Много кто просто не может себе это позволить», — рассказывает он.
Мы обратились в колледж транспорта города Семей и узнали, что на востоке страны специалистов речного флота всё же готовят — в этом году выпустили 27 человек.
«Конечно, сейчас у молодёжи интересы поменялись, желающих меньше, но они есть. Подготавливаем работников речного флота: судоводителей, механиков, судостроителей, гидротехников.
Выпускники трудоустраиваются на различные предприятия, сначала рулевыми-мотористами, через два-три года могут стать и капитанами. Может, это и исчезающая профессия, но очень нужная», — говорит замдиректор колледжа транспорта по учебно-производственной работе Олег Васильев.
Путь капитана и для Раджу Каукенова начался с должности моториста-рулевого. Затем — повышение квалификации, и вот уже больше двух десятилетий он водит суда по водам родного региона. Работал сначала на Курчумской переправе, сейчас здесь, на Васильевской.
Не просто теплоход
«Одесса» — это не совсем паром. Изначально он строился как сухогруз, но в трудные времена подменял паромы, когда те уходили в ремонт.
«Не давали переправе закрываться. «Одесса» всегда выручала», — говорит капитан.
Сегодня она снова на передовой, спрос на неё не исчез. Особенно летом, когда дороги перегружены: здесь расположено множество баз отдыха, за водохранилищем — Катон-Карагай, знаменитый край маралов и горных вершин, куда едут туристы со всего света.
«Переправа на пути, что ведёт к Улкен Нарыну, а оттуда в Катон-Карагайский район. Ехать через мост — большой крюк. А тут — четыре с половиной километра по воде, полчаса отдыха для водителя. Природа, свежий воздух, романтика», — объясняет капитан.
По графику и по зову сердца
Служба на переправе идёт строго по времени. Даже если нет ни одной машины, последний рейс в 22:00 будет выполнен. Такая дисциплина — вопрос доверия и репутации.
«Человек может ехать с расчётом на наш рейс. Мы обязаны быть на месте и переправить его. Даже если это всего одна машина», — говорит капитан.
Экипаж работает по скользящему графику: четыре человека на вахте, четыре — на отдыхе. В команде — капитаны, механики, кассир, повар и даже буфетчики. Всего восемь человек.
«Мы замещаем друг друга, выручаем. Бывают ведь всякие обстоятельства, нередко ветра, шторма», — делится Раджу.
Штормов здесь хватает. Бывали случаи, когда судно сутками не выходило на воду, или долго не могло причалить к берегу, а на борту — пассажиры, машины.
«Это не наша вина. Просто ветер настолько сильный, что против него не пройти даже нашему большому теплоходу. Природные условия. Но такое, к счастью, редко бывает», — объясняет капитан.
Рождённый в море
За 25 лет Раджу повидал многое. Переправляли и людей, и скот, и скорые. Один из запомнившихся случаев — роды прямо на рейсе.
«Три года назад на Курчумской переправе женщину везли рожать, но не успели. Ребёнок появился на свет прямо в машине скорой помощи, пока мы были посреди водохранилища. Всё прошло благополучно. Мальчик! Ну, мы эту же машину и повезли назад, какой смысл им ехать дальше», — вспоминает он.
Паром с человеческим лицом
«Одесса» — особенная, так сложилось, что теплоход славится своей спокойной атмосферой. В отличие от других переправ, где в пиковые дни за места на пароме едва не доходило до конфликтов, здесь доброжелательная обстановка, всё чётко и размеренно.
«Наша команда так работает. Показали, направили, водитель спокойно заехал. Люди чувствуют, когда вокруг порядок», — признаётся капитан.
На пароме наш журналист встретила целую группу известных людей, которые ехали в Катон-Карагай. Именитые гости поделились своими впечатлениями о романтике паромной переправы.
Журналист, критик, лауреат Государственной премии Сауытбек Абдрахманов рассказал, что путешествовал на этом теплоходе 25 лет назад.
«Тогда мы приезжали в Катон-Карагай на юбилей нашего друга, писателя Дидахмета Ашимханулы. Отмечали его 50-летие, а сейчас едем на его 75-летний юбилей», — вспоминает Сауытбек Абдрахманов.
Он считает, что паром останется необходимым, даже если через водохранилище перекинут множество мостов.
«Есть в этом своя романтика — ждать его на песчаном берегу, а в жаркий день там можно и искупаться. Особенно такие приключения могут удивить иностранных туристов», — говорит он.
Туризм, которого не хватает
Восточный Казахстан — регион с колоссальным водным потенциалом. По словам капитана, большая часть водоемов страны расположены именно здесь. Но судоходство и водный туризм пока что на обочине развития.
«Конечно, грех этим не заниматься. Люди приезжают, поэты, писатели, блогеры — все в восторге», — говорит капитан.
Еще один из гостей на борту — писатель родом из Кзылординской области Куандык Туменбай считает, что паром — это как символ дружбы.
«Я впервые попал на теплоход в пять лет, он показался мне огромным круизным лайнером, хотя был маленьким судёнышком, переправлявшим нас по Сырдарье. А здесь — огромная железная махина, это очень впечатляет! Я считаю, что этот паром соединяет не только берега, но и людей, их сердца. Это символ дружбы.
Пусть «Одесса» мягко ходит и привозит гостей в этот прекрасный регион, в Катон-Карагай, откуда вышли замечательные классики нашей литературы — Оралхан Бокей, Калихан Ыскак, Дидахмет Ашимханулы», — сказал писатель.
Есть идея пускать «Одессу» в двухдневные круизы. Но пока она нереальна.
«Для этого нужно другое судно. И нельзя закрывать переправу, она ведь — живая артерия», — говорит Раджу.
Мечта на волнах
Профессия капитана выглядит романтично, но в реальности требует знаний, строгой дисциплины и готовности нести большую ответственность. К тому же работа имеет ярко выраженную сезонность: зимой — трёхмесячный отпуск, весной — два месяца ремонта судна, а летом — ежедневные рейсы. Однако для нашего героя всё это — в радость.
«Не совсем династия, скорее, моя личная мечта. Но отец служил во флоте. Он меня направил по этому пути и поддержал, за что я ему благодарен», — признаётся капитан.
Раджу Кеукенов родился и вырос в селе Куйган Курчумского района, на берегу этого же Бухтарминского водохранилища. К слову, раньше в Куйгане был причал для скоростных пассажирских теплоходов.
С детства Раджу смотрел на воду и представлял, как станет капитаном. И до сих пор эти волны радуют его.
«Одесса» идёт своим маршрутом. Не спеша. С людьми на борту. С историей на каждом рейсе.
Справка:
- Длина маршрута: 4,5 километра.
- Средняя скорость: 10-12 км/ч.
- График: 07:00 — 22:00, без выходных.
- Экипаж: восемь человек на вахте, работа в сменном режиме.
- Сезон навигации: с мая по октябрь.
Посмотреть эту публикацию в Instagram